Мир в любом его проявлении представляет собой взаимодействие двух полярностей. Так и через воспитание можно взрастить в ребёнке либо чувство вины, либо чувство ответственности.
Россия из поколения в поколение существует по одной и той же модели, где все ищут виноватых. Больные обвиняют плохую экологию, бедные списывают своё безденежье на недобросовестное правительство, опоздавшие оправдываются тем, что попали в пробку. Но мало кто берёт на себя ответственность и делает хоть что-то в рамках своей личности. Намного проще списать вину на кого-то или на что-то. Исходя из исследований С.В. Савельева, люди являются заложниками собственного мозга, который на уровне природных инстинктов старается экономить энергию, поэтому ищет пути проще. А преодоление себя – всегда энергозатратная работа. Но именно она ведёт к эволюции. Это понимание не передаётся по наследству – его нужно прививать с раннего детства. И в данном случае личный пример станет красноречивей любой проповеди. Мы постоянно твердим, что дети – это наше будущее, в то время как настоящее уже формируется через наших детей. Чтобы стать примером для ребёнка, родитель уже сегодня может изменить себя. Перемены в себе пойдут на пользу семье. Семья вдохновит окружающих. Окружающие принесут пользу городу, и не придётся уповать на правительство. Перемены не знают границ. А дети – это настоящие Мастера, которые приходят в семью и способны научить, не поучая. Перелезть через двухметровый забор для большинства взрослых – проблема. Проще обвинить забор в том, что он высокий. Для ребёнка же – это испытание ради испытания. Пусть с разбитыми коленками, но он преодолеет его. Например, изобретёт лестницу или станет первооткрывателем паркура, а в будущем разработает удобную модель обуви. В каком возрасте мы становимся вечно виноватыми перед кем-то и перестаём держать ответ перед самими собой?..
Школы Куркино готовятся к началу учебного года. Стандарты обучения обновляются, но одна составляющая остаётся неизменной для всей системы образования – нам навязывают стереотип, что ошибаться – это «плохо». Исследования показали, что с семилетнего возраста большинство детей постепенно утрачивают способность творить, а значит – творчески подходить ко всему, не только к школьным заданиям. Этот навык блокируется именно чувством вины, которое взращивают родители и учителя, потому что оценивают не поступок, а личность. Получил двойку – значит плох. В результате вместо того, чтобы направить энергию на исправление, ребёнок тратит её на переживание чувства вины и реакцию самозащиты. Когда на данном подходе построена вся социальная система, большинство и правда начинает верить, что ошибаться – это стыдно. В итоге уже в детстве мы начинаем обходить сами действия, лишь бы не совершить ошибку и не чувствовать себя виноватыми. Мы перестаём исследовать мир и живём по чужим открытиям, совершая лишь знакомые последовательности.
В школе и в семье важно не запрещать детям ошибаться. Подчёркивать красной пастой не то, что они сделали плохо, а то, что сделали хорошо. И они обязательно сделают лучше. Обвинения в том, что ребёнок разбил тарелку, не сделают тарелку целой. А понимание того, что за собой нужно убрать, исправит ситуацию и сохранит личность целостной. Такой подход стимулирует ответственность, то есть учит держать ответ перед самим собой.
Миром движет творческий полёт мысли. Реализация этой мысли невозможна без ошибок и в условиях обвинений от самых близких людей. Именно они, родители и учителя, закладывают фундамент личности, что напрямую влияет на общий менталитет. Позвольте ошибаться не только вашим детям, но и себе, и тогда перед каждым откроется мир безграничных возможностей.
Автор статьи: Ксения Кислянская
Оставить комментарий