Школа даёт как возможность для самовыражения, так и бьет по самым слабым местам. Есть хорошая мысль на эту тему: «Если вас задели за больное место, поблагодарите за то, что оно стало доступным для лечения». У школы много инструментов для «лечения» слабых мест. Это задиристые ребята из неблагополучных семей, что учат трусливых детишек постоять за себя. Это несправедливые учителя, через которых школьник осознаёт, что оценка не критерий знания предмета. Это спортивные эстафеты, где преодолевается страх не оправдать ожиданий.Все эти проявления помогают познать свою сильную сторону, в которой есть место для инициативы, смелости, устойчивости к критике. Это пазлы, необходимые для становления незаурядной личности.
Для развития этой незаурядности родители возлагают надежды на самые лучшие школы, порой не замечая, как неосознанно брошенные фразы убивают в детях заложенные способности. Без родительского участия ребёнку никогда не удастся справиться со своими слабыми сторонами через школу. Потому что слабости вытекают напрямую из ограничивающих убеждений взрослых. Чего они боятся, то ребенок и будет проецировать.
Давайте рассмотрим два часто встречающихся примера.
Можно сказать так: «Ты снова не попал в корзину в решающий момент? Неудача — это значит, что нужно делать больше попыток». Или вот так: «Сынок, ты снова подвернул ногу? Может, футбол — это не для тебя?» Так взрослые либо укрепляют начинание своей верой, либо рубят его на корню. Если бы учёные после сотен попыток решили, что изобретение электрической лампочки — это не их конёк, то вы бы и не читали сейчас эту статью при свете вашей лампы. А создатель дисциплины ОБЖ когда-то сам будучи старшеклассником чуть не умер в пустыне. Он выжил и досконально разобрался в том, какие правила выживания нарушил. После он стал участником научного эксперимента и преодолел пустыню без одежды и каких-либо вещей. То, что мы считаем плохим, толкает нас на достижения и поиск новых решений. Это основной рычаг для незаурядных людей и всего, что можно считать гениальным. Имеет ли смысл отдавать ребенка в одну из лучших школ и проецировать на него свои страхи?..
Ещё одна фраза, которая программирует ребёнка на безынициативность и несамостоятельность в будущем: «Не трогай, я сама». Есть печальные случаи, когда школьнику не разрешают самому отрезать кусок хлеба, потому что «он порежется». В результате дальние поездки, где нужно быть без родителей, вызывают у школьника беспокойство и сильное нервное напряжение, потому что он не привык ничего делать сам. Он боится находиться в коллективе.
Казалось бы, такие мелкие вещи, а имеют такое огромное значение. Мозгу необходимо подкрепление веры (и подтверждения на опыте), что человек сам способен влиять на свою судьбу. Эта вера складывается из ежедневных домашних ситуаций. Ищите баланс между чрезмерной заботой и её отсутствием, тогда любая школа раскроет самое лучшее в вашем ребёнке.
Автор: Ксения Кислянская
Оставить комментарий