Как автор этой статьи, я не претендую на роль психолога. Я пишу её с точки зрения бывшей ученицы. И основываясь на своём опыте, я покажу, с чем может быть связана неуспеваемость, и каковы последствия родительского недоверия.
Часто случается, что под конец четверти падает успеваемость ребёнка. И родители начинают давить, наказывать, ужесточать дисциплину. Особенно, если дети посещают негосударственные, а частные школы Куркино, где затраты на обучение существенны. Но не всегда причиной плохих оценок является лень или нежелание учиться.
У меня гуманитарный склад ума, но такие предметы, как черчение, мне тоже были интересны. На их освоение уходило времени гораздо больше, чем на восприятие литературного текста и правил русского языка, которые мне с пелёнок интуитивно были понятны. Я с удовольствием вникала в принципы построения чертежей, в игру светотени. Но процесс протекал очень медленно. В результате я не успевала закончить задания до конца урока и стала получать двойки и тройки. При том, что я не отвлекалась, понимала предмет и хотела сделать чертёж самостоятельно. Заложенная природой медлительность и неумение концентрироваться стали причиной скандала в семье. Отец не хотел слушать. Он просто кричал и утверждал, что на уроках я слишком много болтаю. Доказать обратное было невозможно. Мне пришлось бездумно перечерчивать задания у соседей по парте, чтобы угодить отцу. Оценки выровнялись, и все стали счастливы, кроме меня. В свои 29 лет этот случай я до сих пор помню, и мне грустно, что сейчас та же ситуация происходит повсюду. А ведь нужные качества развиваются не в один день. И точные науки нужны не ради оценок, а для развития интеллекта.
Некоторые родители действительно ставят точку зрения учителя и отметки в дневнике выше, чем объяснения своего ребёнка. И это является целой трагедией, потому что:
— дети начинают врать, чтобы защититься;
— ставят оценки превыше знаний, чтобы избежать наказания;
— перестают доверять;
— становятся замкнутыми;
— теряют свой внутренний стержень и во взрослом возрасте прогибаются под обстоятельства;
— в будущем не могут построить конструктивный диалог с начальником, проецируя образ непонимающего родителя на руководство.
Вместо того, чтобы спокойно поговорить, взрослые пытаются напрячь детей. А может, им наоборот нужно отдохнуть? Они ведь, как и взрослые, могут выгорать и психологически не справляться. Бывают периоды, когда школьнику приходится изо дня в день противостоять издёвкам, дракам, обзывательствам, потому что слишком толстый/худой/рыжий… Просто другой! Иногда отворачиваются все друзья. И такая атмосфера точно не способствует усвоению логарифмов. И задача взрослого — обратить внимание, правильно отреагировать, поддержать, дать инструменты. А как насчёт взаимоотношений матери и отца между собой? Семейные неурядицы тоже являются причиной нестабильности детской психики. Так мой знакомый очень тяжело переживал уход отца из семьи: встал посреди урока и выпрыгнул с третьего этажа.
Закончить хочу цитатой Адольфа Ферьера: «Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Он не может сидеть без движения, поэтому его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам исследовать и искать знания, но ему дали их в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях — лгать и притворяться».
Детей нужно слышать, а не наставлять. Причин нежелания учиться могут быть тысячи. В одних случаях нужен контроль, в других — отдых не только от школы, но и от мамы и папы. Вопрос лишь в зрелости родителей и желании увидеть это и воспринять.
Если тема вам близка, вам могут быть полезны другие статьи на нашем сайте:
Как оградить ребёнка от дурного влияния?
Домашние задания: нужно ли проверять?
То, что нужно сказать школьнику
Автор: Ксения Кислянская
Оставить комментарий