Есть известная мысль Бернарда Шоу: «Узкий специалист узнаёт все больше о меньшем и так до тех пор, пока не будет знать всё ни о чём и ничего обо всём». Эта фраза стала касаться не только выпускников вузов, но и школьников. Вариации учебных программ множатся, а целостное представление о мире (и о себе в нём) — сужается. Ведь нет никакого толка изучать устройство корабля, если ты на нём находишься, но не знаешь, какой курс он держит.
У человечества непростая задача — развиваться, но не мешать своим развитием окружающей среде. Исходя из происходящего, мы плывем не на одном корабле, а на разных суднах со слепыми капитанами. Возможно потому, что стали нужны квалифицированные потребители вместо творцов, о чём было громогласно заявлено несколько лет назад. Каждому из нас необходимо понимать, что нововведения в современном образовании вытекают из тёмной стороны человеческой сущности, которая ставит личную выгоду превыше судьбы цивилизации. Например, разделение школ по профильности с виду благое дело. Так ли это?
С одной стороны школы Куркино с углублённым направлением помогают ребёнку развить свои сильные стороны. С другой — мешают раскрыть силу, которая кроется в балансе. А сбалансировать необходимо слабости относительно задатков. Тогда и рост будет происходить без чрезмерных усилий. Не только через обучение, но и по ходу жизни. Например, учащиеся могут не планировать становиться астрономами, но исключение астрономии влияет на успеваемость не только по другим предметам, но и на понимание мироустройства.
— В настоящее время ни одна из рекомендованных систем не имеет полноты.
— За профильностью стоит разрушение общего образовательного пространства и общей ментальности.
— Школы не сочетаются друг с другом по содержанию, времени и методологии. Уже не получится с лёгкостью перевестись из одного заведения в другое.
— Исчезают предметы, которые позволяют человеку мыслить масштабно и понимать устройство мироздания. Зато добавляются новые, которые мешают ясно мыслить.
Не только дети, но и многие взрослые не имеют целостного представления ни об одной из школьных дисциплин. Именно потому, что мы решали уравнения, но фундамента, на котором они стоят, не ощущали даже сами учителя. Подобные «пропасти» стали углубляться в 90-х годах вследствие реформ. С тех пор развитие детей становится всё более односторонним. Чем это чревато? Проведём аналогию со спортом. Успехи в беге вовсе не означают, что нужно прокачивать только ноги. Фундамент строится на дыхании и пропорциональном развитии всего тела. Также и с различными вариациями учебных программ. Цель любого образовательного процесса одна — стать более разумными. На деле мы глупеем из-за того, что не можем связать одно с другим. А связь осуществляется всегда через центр. Все знания, которые мы получаем, «накручиваются» на некую ось, как пряжа на веретено. Иначе это просто отрывки информации, которые замусоривают сознание. Осью является тонкое чувствование равновесия и понимание, как одно вытекает из другого. Осознание этого механизма позволяет держать в едином фокусе внимания противоположные полюса. Но учеников намеренно лишают такого образа мышления.
Что делать родителям, дети которых идут в 5-ый класс? В первую очередь понять: ребёнок не виноват в том, что материал не усваивается. Увы, вся информация целенаправленно подаётся таким образом, чтобы её не понимали. Остаётся одно: взять процесс в свои руки. Ознакомиться с альтернативными методиками, которые успешно применяют сторонники семейного обучения. Мы расскажем о них в следующих публикациях. А пока что можно начать с лекций Храмовой Надежды Григорьевны, на основе которых была построена данная статья.
Автор: Ксения Кислянская
Оставить комментарий